11.02.2017

Семинар для школьников с профессором Программной инженерии

Для учеников Сибирского лицея, выпускником которого я являюсь, организовал семинар с профессором кафедры Программной инженерии Института кибернетики НИ ТПУ к.т.н., PhD Георгием Копаницей.
Приятно, что удалось вписать семинар в образовательную программу, и при этом он оказался востребованным учениками. Об этом свидетельствовал непрекращающийся поток вопросов от и собранная учителем после семинара обратная связь.



    Профессор пришел субботним утром к школьникам и рассказал им очень нетривиальные вещи. Но первое, что, наверное, было нетривиальным - это образ профессора. Согласитесь, когда вы слышите слово «профессор», вам представляется лысоватый пожилой дядька, возможно в очках, может быть даже в потертом пиджаке, не очень динамичный в силу своего возраста и вокруг него какая-то особая аура. Для кого-то даже профессор – это что-то сакральное и недостижимое. Профессор, которого я пригласил к школьникам выглядит моложе своих лет, и это было бы ничего, если бы ему было как среднему профессору за пятьдесят. А то и за шестьдесят. Но ему всего на пару лет за тридцать. Образ соответствовал возрасту. В меру молодежные джинсы, очки с модной оправой, абсолютно адекватный для молодежи слег и доступная разговорная манера.
Нам удалось создать атмосферу, в которой ребята спрашивали то, что им действительно было интересно. С самого начала удалось не скатиться к самому ужасному - к лекции. И не смотря на то, что тема семинара планировалась как «Научная карьера», вопросы часто касались семьи, личности, культурных аспектов воспитания детей за границей. 

Что на мой взгляд получилось удачно обсудить?
1.     Критерии выбора профессии
Наверное, даже для меня это был одни из первых людей, кто на вопрос «Почему вы выбрали именно эту профессию» дал прямой обоснованный ответ. При этом это был ответ не в стиле «мне с детства нравились динозавры, поэтому я решил стать палеонтологом, а раз динозавров в нашем регионе нет, то я переключился на древних бабочек». Это был перечень сформулированных критериев. Давайте внесем ясность. Здесь профессия – это информатика, а критериев было два.  "Международность" и универсальность знаний и высокие заработные платы в этой области. Дополнительным бонусным критерием стала применимость ко всем предметным областям.
2.     Семья и карьера
Можно ли сочетать такую карьеру с семьей? «Такая карьера» включает в себя постоянную работу в разных странах по длительным контрактам, профессорство в университете, ведение аспирантов и магистров, собственные научные разработки. А вот что означает «семья» – это вопрос открытый. Не каждый взрослый готов согласиться, что у моряка дальнего плавания тоже "Семья", и, что если обоих это устраивает, то значит - можно совмещать такую работу и такую семью. Не каждый готов согласиться, что можно совмещать семью с профессией дальнобойщика, но если все в этой семье довольны, то разве нельзя? А разве лучше семья, где один инженер, другая учительница, у обоих проблемы на работе, они «приносят» их домой и уже достали друг друга за последние десять лет. Считать ли совместимой такую работу и такую семью?
3.     Конкуренция мирового уровня, не выезжая из Томска
Миллиард индусов и миллиард китайцев трудятся день и ночь, чтобы забрать у вас работу. Вы конкурируете с ними в глобальном мире. Не надо понимать это в том смысле, что на собеседование в компанию приходите вы, индус и китаец. Надо понимать это так, что если компания в которой работает индус будет работать лучше, то заказы будут давать им, а вы останетесь без работы. Глобальная конкуренция.
4.     Помогают ли связи?
Было много вопросов на эту тему. Российских школьников это заботит. Есть ощущение, что можно всего добиться только через связи. Публично задавая вопрос успешному постороннему человеку про связи, наверняка все ожидают услышать отрицательный ответ, но почувствовать какое-нибудь увиливание. Вопрошающий хочет поймать спикера и тем самым одержать победу над ним. Да к тому же еще и получить бонусом оправдание свой возможно будущей не успешности. Мол, вот даже у него все через связи, поэтому он успешный, не то что я - все сам. В ответ на такой провокационный вопрос гость отвечает совершенно спокойно и искренне – «Конечно, связи помогают. Связи очень важны и их нужно иметь.» А потом после некоторой вполне органичной паузы добавляет – «Я имею ввиду, конечно же, не какие-то связи коррупционного характера». Здесь речь идет о профессиональных и личных связях. Если вы знаете человека, то вам намного проще с ним о чем-то договариваться. Вам будет проще начать сотрудничать с тем, кого вы уже знаете лично, чем с совершенно посторонним человеком. Нужно это учитывать, и выстраивать связи.

Для себя я выписал с этого семинара одну цитату «Не ищите оправданий для себя, ищите работу».

А вот ученики вынесли для себя совсем другие вещи.  :)
Оказывается: 
  • можно закончить школу без золотой медали, 
  • можно учиться тому, что интересно, а не тому что надо, 
  • можно поступить куда хочешь и потом поменять вуз без нервных нагрузок, 
  • вообще можно делать что хочешь, оставаясь при этом нормальным позитивным человеком.

Типичных мальчиков вдохновила работа по миру. 
Типичных девочек - семья и дети. 

Профит, который мы считаем, что получили заключается в том, что этот семинар задает вектор деятельности и снимает массу вопросов, которые по каким-то причинам не снимают родители и преподаватели. 





Комментариев нет:

Отправить комментарий